«Наука, технический опыт, знание — всё это дело наживное. Сегодня их нет, а завтра будут. Главное тут состоит в том, чтобы иметь страстное большевистское желание овладеть техникой, овладеть наукой производства. При страстном желании можно добиться всего, можно преодолеть всё»
И. В. Сталин
перейти к проекту

100 ЛЕТ
МОСКОВСКОГО
МЕТРО

станции московской подземки, построенные в разное время, значительно отличаются друг от друга. их облик отражает реалии периода строительства, поэтому метро можно назвать своеобразной летописью советской и российской истории. уже сейчас у нас есть возможность не только вспомнить прошлое, но и заглянуть в недалекое будущее и посмотреть, как будет выглядеть столичная подземка на пороге 100-летия.
1880–1930-е
ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ
История Московского метро началась задолго до его официального открытия. Еще в 1875 году появились первые идеи по строительству в Москве внеуличной транспортной системы, в частности, предлагалось провести линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной рощи. Однако дальше предложений дело тогда не пошло.

В 1902 году появились не просто идеи, а первые детальные проекты «электрической железной дороги большой скорости внеуличного типа». Проект метро, разработанный А. Антоновичем, Н. Голиневичем и Н. Дмитриевым серьезной поддержки не получил.

В 1903 году инженеры П. Балинский и Е. Кнорре разработали проект, который поначалу тепло встретили некоторые предприниматели и московские чиновники, но в итоге он был отклонен городской управой из-за «отсутствия финансов» и протестов духовенства и Археологического общества.


АРЕСТ ИНЖЕНЕРОВ

Заграничная командировка стала поводом для репрессий в отношении шестерых инженеров, включая С.Н. Розанова, К.С. Мышенкова и А.В. Гербко. В октябре 1930 года специалисты с дореволюционным и зарубежным образованием были арестованы, обвинены во вредительстве и приговорены к заключению в концлагерь на 10 лет. Однако в январе 1932 года выяснилось, что из 365 сотрудников административно-хозяйственного отдела метро только 20 имеют инженерно-техническое образование. 14 января 1932 года Мышенков и Розанов были освобождены, приговор их признан условным.
Первые проекты метро были преимущественно открытыми, большинство линий планировалось пустить по эстакадам, насыпям и неглубоким траншеям. Причин тому несколько: к настоящей подземке в России были не готовы морально, кроме того, в стране не было техники для проходки тоннелей.

Население Москвы приблизилось к двум миллионам, и в 1912 году городские власти организовали создание проекта метро, который предусматривал строительство трех диаметров, а также в перспективе линии по Садовому кольцу. На этот раз намерения оказались серьезными, но их воплощению помешала Первая мировая, а затем грянула революция и Гражданская война.

«Греховной мечтой является попытка проникнуть в  подземный мир»

Почему в 1900-х годах не удалось реализовать проект подземки Балинского-Кнорре
первые инженерные проекты московского метро
Проект метро, разработанный
А. Антоновичем, Н. Голиневичем и Н. Дмитриевым
После Гражданской войны за реанимацию проекта метрополитена взялись специалисты Управления московских городских железных дорог, в частности инженеры С. Розанов и К. Мышенков. В 1925-30-х годах в МГЖД разработали эскиз, который по сути повторял проект 1912 года, с той лишь разницей, что новый вариант предусматривал прокладку линий под землей. Во время этой работы Мышенков и Розанов были арестованы как враги народа.
190–1940-е
«Дворцы для народа»
К началу 30-х годов население Москвы достигло почти 3 млн человек, транспортная проблема обострилась, и было принято решение немедленно начать подготовку к сооружению метро как главного средства быстрых и дешевых пассажирских перевозок. 3 сентября 1931 года был учрежден Метрострой, который возглавил Павел Ротерт. Куратором стройки назначили Лазаря Кагановича.

Архитектура этого периода стала едва ли не главным пропагандистским средством советской власти. Не стали исключением и станции метрополитена: подземка должна была наглядно демонстрировать преимущества социалистического строя над капиталистическим.

Перед метро ставилась задача не только функциональная — обеспечения пассажирских перевозок, но и идеологическая — быть дворцом для народа. Вестибюли должны были быть легкими, нарядными и светлыми, чтобы человек, впервые спустившийся под землю, не только не испытывал страха или дискомфорта, а, напротив, переживал ощущение воодушевления, восторга и гордости за свою страну.
~2 РАЗА
Во столько раз вырастает
население Москвы
к началу 30–х годов
Московское метро в 1935 году
Речь И. В. Сталина по случаю пуска первой очереди метро 15 мая 1935 года
Л. М. Каганович о строительстве Московского метрополитена
Над обликом первых станций метрополитена трудились архитекторы разных поколений, относившиеся к различным направлениям, однако им удалось создать общее настроение праздничности и воодушевления. С некоторыми допущениями все довоенные станции можно отнести к советской версии стиля ар-деко.

«Начать ориентировать на метро все наземные линии»

Как строилась московская подземка в 1930-е и почему зарубежные агрегеты разбирались до винтика
Легенда о дирижабле на станции «Маяковская»
Колонный зал станции «Маяковская»
Фотографии: Евгений Иванов
Существует миф, что в оформлении станции Маяковская есть фрагменты настоящего «дирижабля Циолковского». Это не совсем верно, однако легенда родилась из реальной истории станции.

В оформлении колонн и арок станционного зала «Маяковской» использовались листы гофрированной стали, изготовленные в 1938 году на «Дирижабльстрое» на оборудовании, которое предназначалось для производства ребер жесткости «дирижабля Циолковского».

Распространенное мнение, что «детали дирижабля» выполняют не только декоративную функцию, но и поддерживают свод станции, является заблуждением.
В тексте этого блока была найдена и исправлена фактическая ошибка. «Лента.ру» благодарит читателей за внимательность.
1940–1950-е
Триумф и Победа
Станции метро, построенные в военные и послевоенные годы, стали образцами сталинского ампира в самом законченном и совершенном виде. Их декоративное оформление пронизано темой триумфа советского народа, прежде всего, победы в Великой Отечественной войне.

Открытые в военное время станции были спроектированы еще в 1930-е годы, но обрели символическое значение, которое подчеркивалось декоративно-художественным оформлением. Главным сюжетом для декорации станций этого периода стала тема прославления Красной армии, народа-победителя и их вождя.

Оформление одних станций воплощает идеи увековечивания памяти о Великой Отечественной войне, других — триумфа и прославления победы, третьих — праздничной и веселой мирной жизни. В целом образный строй пышно оформленных станций Кольцевой линии звучит как «ода к радости».

Пик сталинского ампира

Метрополитен в 1940-х — начале 1950-х выполнял еще и функции храма и бомбоубежища на случай ядерной войны
Гермоворота в Московском метро
После войны многие станции московского метро строились с учетом возможного применения потенциальным противником оружия массового поражения: атомного, химического и бактериологического. В частности, в тоннелях и на входах станций устанавливались гермоворота, которые после закрытия превращают станцию в автономный городок с собственной системой снабжения электричеством и вентилированием. Ворота наглухо закрываются через 13 минут после сигнала тревоги.
Архитектура станций, открытых в первой половине 1950-х, становится уже не просто дворцовой, а почти храмовой — вестибюли становятся шире, выше, масштабнее, а оформление — торжественнее и помпезнее. Все это было призвано не только восславить Победу, но и воплотить мечту о мирной послевоенной жизни, где все должно быть красиво, добротно и качественно.
История мозаик на «Новокузнецкой»
Мозаичные панно, украшающие станцию «Новокузнецкая»
Фотографии: Евгений Иванов
Смальтовые мозаики, ныне украшающие Новокузнецкую, заказывались для станции Павелецкая Замоскворецкой линии. Эскизы для мозаичных панно выполнил Александр Дейнека, а набор мозаик происходил в блокадном Ленинграде в мастерской Владимира Фролова. Это была последняя работа мастера. Владимир Фролов умер от истощения 3 февраля 1942 года.

Мозаики удалось вывезти по Ладоге на одном из последних кораблей. В Москве Дейнека приступил к заливке восьмигранников для основания панно, но из-за регулярных бомбежек было приказано срочно убрать мозаики, поскольку «они могут привлечь внимание своим золотым отражением». Залитые в цемент панно были опущены в ямы для временного хранения.

Тем временем металлоконструкции для Павелецкой попали на оккупированную территорию, проект станции пришлось срочно менять, и мозаики оказались ненужными. Архитектор Новокузнецкой Иван Таранов, узнав об этом, решил установить их на своей станции. Из-за небольшой длины центрального зала Новокузнецкой на своде удалось разместить шесть мозаик и еще одну установили в наземном вестибюле. Судьба семи остальных неизвестна.
1960-е
«Метрохрущевки»
В конце 50-х «роскошь» строительства сталинского периода была резко осуждена, и новый советский лидер Никита Хрущев провозгласил курс на индустриализацию строительства и типовое проектирование. В связи с этим архитекторы, проектировавшие станции метро, были вынуждены полностью отказаться от всякой художественности — новые станции воплотили в себе эстетику функционализма и «прямого угла».

Первые станции наиболее аскетичной Филевской линии были введены в эксплуатацию в 1958 году. В этот период в спальных районах столицы строились станции-«хрущевки», т.н. «сороконожки», кроме того, появились первые наземные линии и станции, что объяснялось снижением стоимости строительства.

В погоне за скоростью и дешевизной строительства пришлось пожертвовать эстетикой, а имперская помпезность сталинской архитектуры сменилась безликой бетонной монотонностью и чрезмерным минимализмом хрущевского периода.

Метро имени Хрущева

Зачем в 1950-1960-х в метро отказались от сталинского ампира, и почему тогда не прижились наземные линии и монорельс
Основные типы станций по конструкции
Пилонная

Тип станции глубокого заложения, представляет собой три независимых зала, отделенных друг от друга рядом пилонов с проходами между ними
  • Охотный ряд
  • Таганская
  • Театральна
Колонная глубокого заложения

Представляет собой центральный и два боковых зала, пересекающиеся разомкнутые кольца которых опираются на общую для каждой пары залов колонну
  • Маяковская
  • Достоевская (колонно-стеновая)
  • Дубровка (колонно-стеновая)
Односводчатая

Тип станции, представляющий собой один зал со сводом большой подъёмистости, в котором располагается островная платформа, пути и подплатформенные помещения
  • Аэропорт
  • Кантемировская
  • Зябликово
Колонная мелкого заложения

Тип станции с дополнительными опорами перекрытия, в народе такая конструкция получила прозвище «сороконожка», поскольку потолок поддерживают два ряда колонн по 40 штук в каждом
  • Калужская
  • Каширская
  • Текстильщики
Однако, стоит отметить, что аскетизм архитектурной стилистики этого периода был связан не только с приоритетом рационалистического мировосприятия, но и с изменением политической ситуации внутри страны, а также с критическим осмыслением прожитого исторического этапа.
«Десталинизация» в оформлении метро
Панно «Парад физкультурников»
в вестибюле «Добрынинской»
Метаморфоза панно «Вручение гвардейского знамени»
и «Парад Победы»
Исчезновение Сталина с мозаики
на «Киевской»
После развенчания культа личности Сталина все, что «не соответствуют в полной мере исторической правде», подверглось «исправлению». С этим связано немало казусов.

Так, в вестибюле «Добрынинской» на панно «Парад физкультурников» изображены ликующие люди с портретом Гагарина в руках. Плакат с первым космонавтом неслучайно кажется инородным. Дело в том, что станция открыта в 1950 году, когда Гагарину было 16 лет, а на мозаике до него был изображен Сталин.
московское метро в кинематографе
В фильме «Я шагаю по Москве» 1964 года с метро связано несколько эпизодов. По рассказам участников съемочной группы, в подземке приходилось работать по ночам, предварительно договариваясь с руководством Московского метрополитена. Интересно, что в фильме герой заходит в вагон поезда, отправляющийся в сторону станции «Проспект Вернадского», которая на момент съемки еще не была построена.
1970–1980-е
Уход от «стерильности»
В 70-х заметно ослабевает агрессивность техницизма в архитектуре метро, уступая место идее пластического пространства среды. От страха «излишеств» еще не избавились, но некоторые архитекторы уже пытаются уйти от скучной стерильности платформенных пространств. Эти усилия проявляются в необычных формах колонн, в активной пластике пилонов и объемной аранжировке свода.

На этом этапе получает развитие индивидуальность и образность станций. В качестве выразительных средств используется игра пространств, архитектурная пластика, скульптурная декорация и дизайнерское оформление.

Одно из главных положительных свойств некоторых станций метро в «послехрущевский» период — разнообразие. Различные ощущения и эмоциональные впечатления вызывают, в частности, станции Серпуховско-Тимирязевской и Замоскворецкой линий, которые были сданы в эксплуатацию в середине 80-х годов.

Московское метро к Олимпиаде готовилось не особенно тщательно: организаторы стремились минимизировать самостоятельное передвижение иностранцев по городу. Однако голосовые объявления станций все же продублировали на английском языке, а гостям Олимпиады выдали двуязычные схемы линий.
Звуковые объявления в метро во время Олимпиады-80

«Застойные» рекорды

В 1970-80-е годы архитектура московского метро не блистала красотой, зато темпы строительства были очень высокими
В этот период даже в рамках стандартных типовых конструкций архитекторы метро стараются найти возможности для создания особого образного мира. Для оформления станционных пространств разрабатываются тематические программы, возвращается изобразительность и украшения: мрамор на путевых стенах, мозаики в вестибюлях.
московское метро в кинематографе
В оскароносном фильме «Москва слезам не верит» на метро возложена функция индикатора времени. Фильм снимался в 1979 году, а надпись «Охотный Ряд» на стене станции сделана для того, чтобы напомнить зрителю, что действие фильма происходит в 1958 году, до переименования станции в «Проспект Маркса». На самом же деле эпизоды в вагоне метро и на платформе снимались на станции «Новослободская».
1990–2000-е
Время метаний
Архитектуру московского метро этого периода называют «вневременной» и «внестилевой», ее нельзя считать ни классической, ни современной, ни даже постмодернистской. Отчасти это объяснялось тем, что некоторые станции строились почти два десятилетия — по сути это была достройка больших советских проектов.

Политические преобразования страны резко отразились на ее экономическом состоянии, а значительные финансовые трудности не могли не сказаться на оформлении станций и на общих темпах строительства московской подземки.

В то же время поиски новых форм и нового языка продолжались. Также возобновились попытки осмысления пространства перронного зала как парадного интерьера.

В результате некоторые станции второй половины 2000-х годов продемонстрировали новое прочтение традиций московского метро и новые подходы к проектированию.

От безденежья к новорусскому шику

В 1990-2000-е московское метро попыталось совместить унификацию, эффективность и «архитектурные излишества»
2010—2035
будущее
Утвержденная и реализуемая московскими властями программа развития метро предусматривает с 2011 по 2020 год строительство более 160 км линий метродорог и 78 новых станций.

В рамках программы внимание, в частности, уделяется архитектурным решениям: в 2014 году впервые за много лет был проведен международный конкурс на создание архитектурно-художественного и дизайнерского проекта станций «Солнцево» и «Новопеределкино».

Проекты-финалисты отличаются современным взглядом на образ станции метро, их авторы попытались связать мировые тенденции с московскими традициями.

По итогам конкурса архитектурное бюро Nefa Architects из России займется дизайном станции метро «Солнцево». По словам авторов проекта, оформление станции должно вызывать ассоциации с настоящим солнцем. Для создания «солнечной» атмосферы в стенах и потолках планируется проделать отверстия с искусственными источниками света, а солнечные лучи будут проникать внутрь помещения сквозь перфорированные металлические листы.
эскизы проектов станций «солнцево» и «новопеределкино»
Дизайн-проект станции метро «Солнцево»,
разработанный Nefa Architects
Дизайн-проект станции метро «Солнцево»,
разработанный Nefa Architects
Дизайн-проект станции метро «Солнцево»,
разработанный Nefa Architects
Дизайн-проект станции метро «Солнцево»,
разработанный Nefa Architects
Дизайн-проект станции метро «Новопеределкино»,
разработанный United Riga Architects
Дизайн-проект станции метро «Новопеределкино»,
разработанный United Riga Architects
За дизайн «Новопеределкино» будут отвечать латвийские архитекторы из United Riga Architects, которые в своем проекте постарались отразить «убранство теремов и палат старой Москвы».
Развитие метро по десятилетиям
ßíäåêñ.Ìåòðèêà